понедельник, 30 января 2012 г.

Об акмеизме


"Акмеи́зм (от греч. άκμη — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали вне социально и вне исторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Одарённый и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» — литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии." (Ц) Википедия
Несмотря на массу определний и попыток разобраться в смысле и содержании акмеизма, мы до сих пор не видим ни одного точного его определения. Даже сами его создатели такого определения дать так и не смогли. Более того, к примеру, про Мандельштама в рассказах о нём можно услышать замечание: "да лучше б он вообще к акмеистам не примыкал, он сам и больше мог суметь".
И вот, подумалось мне, может так оно и было. Нет у акмеизма ни чёткого определения, ни идеи какой-то особенной. Только пафос "честолюбивого организатора". И что тогда? Получается, ничего в этом слове нет, только обозначение группировки поэтов, "бездАри", которая пытается кому-то что-то доказать.
И вот тут начинаю я понимать. А ведь и правда! Вот оно! Акмеизм и заключается не в литературных рамках, не в требованиях "к описанию реальной, земной жизни". Всё это чушь, мишура, накрученная последователями, критиками и, наверное, самими создателями акмеизма. Всё это нужно, чтобы определить литературное течение, вписать его в общую картину мира поэзии. Но не умещается в них акмеизм. Потому что он и не есть поэтическое направление. Акмеизм, что единственно честно из всех определений, является течением противостоящим. Противостоящим даже не символизму. А всем сразу. Всем литераторам вместе взятым. Он, как палка, воткнутая посреди быстротечной реки. Чем сильнее течение, тем сильнее трёт эту палку и напирает на неё, но тем сильнее накал, тем сильнее чувствуется упоение противостоянием. Напряжение растёт, разность потенциалов взлетает до невероятных высот и заставляет творить, творить каждый раз, как в последний раз. И да. Именно тогда и получается самый верный источник вдохновения, позволяющий творить, отдаваясь до самых кончиков пальцев своему делу. И именно тогда мы получаем то самое, направление направлений, вышедшее из плоскости литератуных рамок и условностей, нашедшее новое измерение и уже недоступное прочим формальностям.
Отсюда и Мандельштам, и прочие поэты, не вписывающиеся в общие формальные рамки, но стоящие на стороне акмеизма до последнего. Они, может быть не смогли этого сказать, а может и смогли, но главное - чувствовали, что акмеизм - это воинствующая церковь среди прочих литературных религий, это особый живой дух, позволяющий идти индивидуальным путём, самобытным и свободным, то есть таким, каким и хочет идти настоящий творец.

30.01.2012 год

Комментариев нет: